Объединенный архив форумов UniverClub и StudLife (2006-2010). Поддерживает: Леонид Шевцов.

Голограммы

1005
На крыше здания, внутри пирамиды, танцует и поёт Мадонна, а вокруг неё в воздухе летают разные объекты. Песня заканчивается, и место Мадонны в пирамиде занимает автомобиль в натуральную величину. Он крутится и переворачивается. Рассмотреть его, как и певицу, можно со всех сторон и углов. Как так? Датчане придумали одну мощную штуку.

Видеосистема с 360 градусами в названии — Cheoptics360 — детище 33-летнего изобретателя из Копенгагена Петера Симонсена (Peter Simonsen) и новейшая разработка двух компаний: viZoo и Rambøll. Мировая премьера Cheoptics360 состоялась в датской столице 5 октября.


Если у вас есть возможность, обязательно посмотрите демонстрацию системы на видео (21 мегабайт, WMV), а мы сразу же, без прелюдии, попытаемся объяснить, как работает эта внушительная, особенно из-за довольно больших размеров изображения и собственных габаритов, установка.


Поёт, правда, не Мадонна, да и рост у исполнителя больше человеческого, но то, что вы видите на этой компьютерной картинке, — реальность уже сегодня (иллюстрация с сайта ramboll.dk).
Итак, есть перевёрнутая пирамида о четырёх гранях, изготовленная из прозрачного материала. Ширина основания пирамиды, "в зависимости от", может быть разной — от 1,5 до 30 метров (!).


Внутри пирамиды, будто бы прямо в воздухе, плавают трёхмерные изображения — видео или компьютерная графика.


Официальное объяснение принципа действия системы короткое и не очень понятное: голографический эффект достигается за счёт того, что пирамида используется как своего рода призма, которая собирает воедино свет от четырёх видеопроекторов, скрытых внизу установки. А трёхмерность появляется за счёт отражений.


Если заглянуть за бортики, наверное, можно увидеть проекторы. Но разработчики за "забор" пока не пускают и полную схему системы не раскрывают (фото с сайта gearlog.com).

Детальной информации датчане не выдают — по-видимому, это коммерческая тайна. Но мы внимательно рассмотрели видеоролики, обратив внимание на блики, появляющиеся на рёбрах пирамиды — то есть на составляющих её металлических трубах, — и предположили следующее: в основании установки "лицом вверх" лежат четыре больших видеоэкрана с обратной проекцией. Каждый из них отражается в "своём" наклонённом стекле. А поскольку стекло прозрачное, мы видим и реальную окружающую обстановку.


Если, скажем, танцующего человека отснять на некоем гладком фоне (вроде применяемого киношниками "голубого" или "зелёного" экрана), причём одновременно четырьмя камерами с четырёх сторон (для чего достаточно проделать небольшие отверстия в четырёх занавесах, расположенных по сторонам комнаты), а потом воспроизвести эти видеозаписи с каждой стороны пирамиды, то благодаря пропавшему фону человек для зрителя словно повиснет в воздухе, между прозрачными гранями.


В случае, когда показывается компьютерная мультипликация, задача упрощается. Просто программа должна создать четыре синхронизированные записи, показывающие один вращающийся объект с четырёх точек зрения.


Петер Симонсен надеется, что такие строения с перевёрнутой пирамидой на крыше вскоре появятся в европейских городах (иллюстрация с сайта ramboll.com).

Так ли это, или есть ещё какие-то "секреты фирмы" — неизвестно. А вот об истории изобретения и сферах его применения кое-какая информация есть.


Петер Симонсен исповедует придуманную им вместе с другом Мортеном Кореллом (Morten Corell) философию "Свободного формата" (Free Format philosophy). Суть её проста: никаких границ и рамок нет, а есть свободное пространство, которое и является "сценой". По идее, "Свободный формат" позволяет в некотором смысле материализовать виртуальные объекты, что друзья и доказали в 2002 году, проведя эксперимент "на людях".


Дело было под Рождество. Поздно вечером на одной из пешеходных улиц Копенгагена прохожие через витрину уже закрывшегося магазина одежды увидели внутри девушку. Красивая молодая женщина примеряла одежду перед зеркалом, точнее, платья на ней постоянно менялись сами. Необычное зрелище привлекло толпу зевак, разгонять которых приехала полиция. Но поначалу никто так и не понял, что девушка — лишь видеопроекция на плоском невидимом экране.


К сожалению, фотографии не способны передать всю красоту Cheoptics360 в действии. Как представленные на снимках объекты вращаются, переворачиваются и даже разлетаются на части (фотографии с сайта 3dscreen.ramboll.com).

Для Симонсена и Корелла это был огромный успех: "Тот случай заставил меня хорошенько задуматься. Я понял, сколько внимания мы привлекли, и что нам удалось сделать кое-что значимое, — вспоминает Петер. — Смесь правды и фикции получилась действительно захватывающей. После этого мы в некотором смысле взяли ту ситуацию с девушкой и переместили её в другое пространство. Так мы смогли смешать две вселенные и достигнуть абсолютно иного, третьего эффекта".


Спустя семь месяцев приятели открыли компанию viZoo, офис которой находится рядом с той пешеходной улицей, где всё это началось.


Что же касается системы Cheoptics360, то о её появлении Симонсен рассказывает следующее: "Я мечтал о создании свободно плавающих в воздухе изображений, другими словами, о картинке без видимого экрана. И я решил реализовать эту идею, надеясь, что это можно сделать, но вообще не зная — как".


Это версии систем для использования в закрытом помещении. Кстати, конструкция из двух перекрещённых овалов, что на нижней иллюстрации, может быть подвешена и на открытом воздухе, например, над улицей (иллюстрации с сайта cheoptics360.dk).

Чтобы узнать это, изобретатель поработал на телевидении, снимал документальные фильмы, трудился фотографом и общался со многими специалистами из самых разных областей. Обратился Симонсен и к историческому опыту, а именно — к трудам профессора Джона Генри Пеппера (John Henry Pepper) и созданному им в середине 1800-х "Призраку" (Pepper's Ghost). Пеппер использовал зеркальное стекло, специальное освещение и манипуляции с углом зрения, чтобы создать иллюзию появления или исчезновения объектов.


Петер захотел перенести "Призрак Пеппера" в цифровой век. И однажды, сидя за столом и сворачивая листки бумаги в треугольники, чтобы получить правильную перспективу, он внезапно нашёл теоретическое решение проблемы "360-градусной проекции".


Компания viZoo особенно гордится тем, что Cheoptics360 может показывать автомобили и людей в масштабе 1:1. На рисунке в правом нижнем углу показано, что ждёт пешеходов (иллюстрации с сайта cheoptics360.dk).

Озарённый Симонсен помчался к стекольщику и попросил его сделать специальный треугольник, чтобы проверить жизнеспособность идеи. Дома Петер перевернул стеклянный треугольник "вверх дном", взял пару светодиодов, приложил с разных сторон — и родилась концепция Cheoptics360.

Сегодня в viZoo говорят, что клиенты, в том числе транснациональные корпорации, разглядели потенциал системы и выстраиваются в очередь. Cheoptics360 видится им очень перспективным рекламным носителем — альтернативой плоским экранам, которые публика уже не видит, даже если они висят прямо под носом.


У Cheoptics360 есть относительно небольшие модели для использования в закрытом помещении, а есть огромные для работы под открытым небом. Разработчики говорят, что транслировать в 3D, и практически в натуральную величину, можно что угодно: развлекательные программы, спортивные состязания, показы мод, автосалоны и, само собой, концерт Мадонны.


Должно быть, будущее, которое Cheoptics360 собой и представляет, у системы есть. Правда, не совсем светлое: ведь установка требует некоторой темноты.

ЗЫ: Материалы взяты с http://www.membrana.ru.
2
Интересно... я даже знаю, как мнгновенно повысить популярность этой установки - крутить там порно :D
А если серьезно, то это довольно перспективная разработка, причем не только в увеселительных целях - можно например с ее помощью осуществлять визуализацию архитектурных проэктов. Более реалистично, чем на 2D картинке.
1006
прикиньте, тока пару лет назад о таком только фильмы снимали и писали книги:)
1213
Дейсвительно. Это классно, что сейчас идет такое бурное время изоюретений и открытий. Много чего узнаем :)